Пищевая пластиковая упаковка : выживание
в условиях кризиса. Часть – 1
Под «прессинг» кризиса попал и сегмент пищевой пластиковойупаковки:
идёт неуклонное снижение спроса практически на все представленные данным
видом упаковки типы продукции. Как ни печально это признавать, но, похоже,
что время для «затягивания поясов потуже» наступило. Проблемы обозначились
очень быстро и в равной мере затронули как производителей пластиковойупаковки, так и её потребителей. Радужные, но, кстати, вполне
объективные прогнозы развития пластикового сектора сменились размышлениями
на тему «как сохранить достигнутое».
Не внушает оптимизма производителям пластиковойупаковки
резкая, начавшаяся осенью, смена запросов производителей пищевых,
в частности кондитерских, изделий. Если раньше они проявляли интерес
к технологичной, более дорогой, упаковке, то в последнее время
возросло, и ощутимо, количество заказов на её более дешёвые
эквиваленты. Вызвано это в первую очередь тем, что продажи кондитерских
изделий класса премиум сократились в 2008 году почти на треть.
Негативные тенденции, полагает Константин Коблов, директор Академии Конъюнктуры
Промышленных Рынков, в 2009-м году будут лишь усиливаться.
Падение спроса на пластиковую формованную упаковку продолжится.
И ожидается, что спад этот будет колебаться в пределах 20–30%. Причём
больше всего он затронет тортницы и одноразовую посуду. А микроконтейнеры
будут «вытесняться» полиэтиленовыми пакетиками.
В производстве коррексов и тортниц ожидаем —
и вероятность этого большая — так называемый «обратный процесс»:
поливинилхлорид (ПВХ) будет «отвоевывать позиции» у полиэтилентерефталата
(ПЭТ). Такое «вытеснение» объяснимо — ПВХ дешевле и легче
в обработке. Правда, есть один, очень отрицательный, момент: содержание
хлора в составе ПВХ, мягко говоря, не очень полезно для здоровья…
В целях снижения производственных затрат будут, по всей
вероятности, все чаще использоваться различные дешёвые наполнители. Ситуация,
конечно, не из лучших, но для сокращения издержек
в кризисных условиях у производителей выбор не богат,
и применение более дешёвого сырья становится, пожалуй, оптимальным
вариантом. Конечно, все это отразится на потребителе, однако
у кризиса свои «правила игры», и должно пройти какое-то
время, прежде чем начнётся возврат к утраченным позициям.
Ставка — на удержание
Оценки перспектив сектора пластиковойупаковки аналитиками рынка выглядят
довольно мрачновато. И понятно, что о каком-либо его
развитии говорить сегодня не приходится. А есть ли шансы
у производителей удержаться «на плаву» в столь трудный,
но в любом случае временный, период? Здесь следует отметить, что
в течение нескольких лет темпы роста рынка пластиковойупаковки
были очень хорошими, не менее 20% в год — с «запасом».
И получилось так, что некоторые ведущие компании как будто «предусмотрели»
возможность резких изменений в ближайшее время и подготовились
к ним.
Лучеса Набатова, директор дивизиона компании «Комус-упаковка»,
например, отмечает, что десять месяцев 2008 года были очень динамичными
и благополучными для компании. Пополнен и обновлён ассортимент,
увеличена серия изделий с улучшенными эксплуатационными характеристиками
на новом высокотехнологичном оборудовании. Немало было сделано
и в сфере совершенствования управления. Проведена сертификация
на соответствие ISO:9001 и создана система сбалансированных
показателей, а также получены первые результаты от внедрения методов
бережливого производства. И, главное, сформулирована новая стратегическая цель:
создание совершенной операционной системы с самыми низкими издержками
в отрасли. Был подготовлен ряд диверсификационных проектов
и продолжена работа по укреплению дистрибьюторской сети…
Аналогичные мероприятия проводили и другие ведущие компании рынка пластиковойупаковки: «Росанпак», «Пакко», «Тефо», «Каштан». Более того, лидеры
не снижали оборотов и чувствовали себя во всех сегментах рынка пластиковойупаковки очень уверенно — качество производимой ими упаковки
полностью соответствовало принятым мировым стандартам. Все шло как обычно,
«на фоне» возникновения и исчезновения средних и мелких
производителей. Доля импорта в пластиковойупаковке продолжала снижаться,
оставаясь лишь в небольшом ряде продуктов, пока не производящихся
в России. Цены на продукцию ведущих производителей росли вплоть
до ноября. Этот месяц стал тем самым «рубежом», который обозначил
кризис — спрос начал снижаться, а конкуренция обостряться.
Компания ООО "Альфа Пак"
Нижегородская область, г. Дзержинск, Восточный пром.район Игумновское шоссе, 3.
8-(8313)-31-00-27,
8-(8313)-31-00-28
alfapack-nn@yandex.ru, grin69@yandex.ru